Что такое «Lehr»?

Я не раз уже в статьях про Вермахт кратко писал об интересном немецком слове «Lehr», в применении к различныv структурам германской армии.

Но так как уже несколько моих друзей в социальных сетях попросили более подробно объяснить, что же это за термин, и какие в Вермахте были Lehr-ы, то я и решил посвятить этому целую статью. Мне и самому стало интересно систематизировать информацию по этой теме и поискать все части и соединения германской армии времен Второй Мировой войны, которые имели в своем названии слово «Lehr».

С немецкого языка на русский слово «Lehr» переводится как «учебный». Поэтому в переводе на русский соединении Вермахта называли традиционно «учебная дивизия», «учебная эскадра», «учебный батальон».

Однако, ведь «учебный» может иметь разные значения, подразумевая не только тех, кто учится, но и тех, кто учит.

В традиционном понимании для всех армий учебные части это те, где проходит первичное обучение рядового состава. Подобные части в бой не посылают, хотя в кризисной ситуации есть примеры их использования и в бою.

В Германии же времен Второй Мировой мы имеем ситуацию несколько иную, причём способную легко запутать при поверхностном взгляде.

Давайте начнём с флота, в составе которого мы можем найти четыре дивизии подводных лодок (Unterseeboot-Lehr-Division), которые предназначались для обучения личного состава. Была еще и дивизия торпедных катеров (Schnellboots-Lehr-Division), задачей которой так же было обучение. Но, там тоже, как я нашел в документах, было одно небольшое «но», так как эти дивизии предназначались не для обучения вообще, а скорее для освоения новой техники, испытаний, переучивания личного состава. Потому как для первичного обучения имелись школы (Unterseeboots-Schul). Но, во всяком случае, эти дивизии для боевых действий не предназначались. Что касается подразделений флота с названиями Kriegsschiffbau-Lehr-Abteilung, Marine-Lehr-Regiment, Marine-Unteroffiziers-Lehr-Abteilung и Marine-Lehr-Abteilung, то, как я понял, это части по переподготовке рядового и унтер-офицерского состава, то есть тоже не совсем учебные.

Но, германский флот дело сложное, и я уж не буду на него больше тратить время.

Давайте перейдем к относительно более понятному: Сухопутным войскам и Военно-воздушным силам. Там много подразделений, которые имеют в своем названии слово «Lehr», и обычно люди знающие Вермахт, советуют переводить это не как «учебный», а как «образцово-показательный» или «инструкторский». Можно понимать как «смотрите и учитесь».

Но, как мне кажется, во всех случаях могут быть свои нюансы.

Поэтому просто давайте возьмём и посмотрим, какие конкретные части и соединения имели в своем названии приставку «Lehr», и тогда может быть станет понятнее.

Начнём с Люфтваффе, так как там наиболее известные соединения были. Это Lehrgeschwader, которых в Вермахте мы находим четыре: 1-ю, 2-ю, 3-ю и Lehrgeschwader Greifswald. Собственно последняя в этом списке была самой первой и сформирована в 1936 году. Состояла эта эскадра из четырёх групп: легких истребителей (leichte Jagd-Gruppe), тяжелых истребителей (schwere Jagdgruppe), бомбардировщиков (Kampf-Gruppe) и пикирующих бомбардировщиков (Stuka-Gruppe). Эскадра была в 1938 году переформирована в 1-ю учебную (Lehrgeschwader 1).

.

1-я эскадра сформирована в 1938 году и действовала на фронтах до конца войны. В составе эскадры было сформировано пять групп, но не все были в её составе весь период её истории. 1-я группа начала войну на бомбардировщиках He.111H, в 1941 году перешла на самолеты Ju.88A, которые с лета 1944 года стали заменять на Ju.88S. Если я не ошибся, то воевала группа на Западном фронте всю войну. 2-я группа точно так же вооружена и так же находилась на Западе. 3-я группа отличалась лишь тем, что на Ju.88A начала переходить в 1940 году, а Ju.88S в ней не было.

4-я группа имела на вооружении пикирующие бомбардировщики Ju.87B и сначала воевала в Польше, а затем в Норвегии, где и оставалась до начала 1942 года, когда её использовали для формирования 5-й эскадры пикировщиков (Sturzkampfgeschwader 5), которая тоже недолго просуществовала.

5-я группа появилась осенью 1939 года и имела на вооружении тяжелые истребители Bf.110C и D, осенью 1940 года группа была переформирована в 1-ю группу 3-й эскадры ночных истребителей I./NJG3.

2-я эскадра (Lehrgeschwader 2) так же формируется в 1938 году и состоит из трех групп. 1-я группа истребительная, на вооружении имели самолеты Bf.109E Группа участвовал в польской компании, в Битве за Англию, затем воевала против СССР на южном участке фронта. 2-я группа имела на вооружении штурмовики Hs.123, которые осенью 1940 года сменила на истребители-бомбардировщики Bf.109E. Воевала группа в Польше, во Франции, на Балканах, затем в СССР на центральном участке фронта. 3-я группа была разведывательной, и включала две эскадрильи дальней разведки (вооружались самолетами Do.17P), и эскадрилью ближней разведки с самолетами Hs.126, которые позже сменили на FW.189. Кроме того, имелись две отдельные эскадрильи: 10-я эскадрилья морской разведки (10. (See)/LG2) с самолетами Do.18, которая базировалась на Киль, и 11-я эскадрилья ночных истребителей (11. (Nacht)/LG2) с самолетами Ar 68 и Bf 109D.

В начале 1942 года 2-я эскадра была расформирована.

В конце 1939 года формировалась и 3-я учебная эскадра (Lehrgeschwader 3), но формирование так и не было завершено.

Вот собственно и все, что можно рассказать про авиационные учебные эскадры.

Ещё в 1938 году была сформирована учебная авиационная дивизия (Luftwaffen-Lehr-Division), которая объединяла под своим командованием все учебные части Люфтваффе, включающие обе эскадры, зенитно-артиллерийский полк (Flak-Lehr-Regiment) и батальон связи (Luftnachrichten-Lehr-Abteilung), но уже в сентябре 1939 года дивизия была расформирована.

С тем, что было в воздухе вроде понятно, теперь посмотрим, что было на земле.

Начать, пожалуй, стоит с того, что появление подобных частей в Германии началось намного раньше. В 1819 году в прусской армии в составе гвардии был сформирован Infanterie-Lehr-Bataillon, часть которую тогда переводили как «инструкторский батальон», укомплектованный опытными стрелками. В начале Первой Мировой войны батальон был развернут в полк (Lehr-Infanterie-Regiment) с использованием стрелковой школы гвардии.

Так что в Вермахте лишь пошли по пути продолжения традиций, и перед Второй Мировой войной, и в ходе войны было создано несколько частей и соединений во всех родах войск.

Самым крупным соединением была танковая дивизия Panzer-Lehr-Division, созданная на базе 2-й танковой школы (Panzertruppen-Schule II) в начале 1944 года. Дивизия воевала во Франции и большая часть ее подразделений так же имела приставку Lehr: Panzer-Lehr-Regiment 130, Panzergrenadier-Lehr-Regiment 901, Panzergrenadier-Lehr-Regiment 902, Panzeraufklärungs-Lehr-Abteilung 130, Panzer-Lehr-Pionier-Bataillon 130. В данном случае её название совершенно точно связано с тем, что дивизия формировала на базе школы, и основу составил как раз курсанты и преподаватели.

Другим соединением была 900-я бригада (Lehr-Brigade 900), сформированная в июне 1941 года на базе 900-го мотопехотного полка (Infanterie-Regiment (mot) 900), который в свою очередь был сформирован базе двух школ подвижных войск (Schule für Schnelle Truppen) в Вюнсдорфе и школы пехоты в Дёберице, с использованием преподавателей и курсантов. Так что налицо её происхождение из «системы образования». Кстати, англичане переводят название Lehr-Brigade, как Demonstration Brigade, что явно ближе по сути, чем наш перевод «учебная». Бригада считалась элитным подразделением, и командование рассматривало её как образцово-показательную.

900-я бригада воевала в составе 3-й танковой группы до 1942 года, когда была расформирована, а личный состав частично вернулся в свои школы.

Была ещё такая интересная часть под названием Kavallerie-Lehr- und Versuchs-Abteilung, сформированная на базе кавалерийской школы в Ганновере. В 1939 году батальон, название которого можно перевести как «учебный и опытный», был переименован в разведывательный (Aufklärungs-Lehr-Abteilung). В его составе было пять рот: штабная, две бронеавтомобильных, мотоциклетная и рота тяжелого оружия, в которой было 3 37-мм противотанковых пушки, 2 75-мм пехотных орудия, 2 81-мм миномета, спаренная пулеметная установка для стрельбы по воздушным целям. Воевал батальон во Франции, дальше его судьбу я проследить не могу, видимо находился в Германии, но в 1942 году он был переформирован в мотоциклетный батальон Kradschützen-Lehr-Bataillon, который на фронт не попал и в начале 1943 года был расформирован.

В 1944 году упоминается некая гренадерская бригада Grenadier-Lehr-Brigade, соданная на базе учебных подразделений группы армий «С». Бригада была вскоре переформирована в 117-й гренадерский полк (Grenadier-Regiment 117).

В 1944 году из курсантов и преподавателей школы в городе Бург была сформирована бригада штурмовых орудий Sturmgeschütz-Lehr-Brigade I, позже переименованная в Sturmgeschütz-Lehr-Brigade 920.

В составе Люфтваффе, как известно, формировались в конце войны многочисленные парашютные соединения. В их числе был миномётный батальон Fallschirm-Granatwerfer-Lehr-Bataillon, позже переименованный Fallschirm-Granatwerfer-Bataillon 20. В составе парашютных войск встречается и учебный парашютный полк Fallschirm-Lehr-Regiment, позже ставший 21-м Fallschirmjäger-Lehr-Regiment 21. Скорее всего, название к нему пришло потому, что был 21-й полк развернут из 1-го батальона 7-го парашютного полка, который сам в свою очередь был создан на базе учебного батальона 11-го авиационного корпуса (Lehr-Bataillon des XI. Fliegerkorps).

Раз уж мы перешли к наземным частям Люфтваффе, то вспомним упомянутый уже выше зенитно-артиллерийский полк Flak-Lehr-Regiment. У этого полка никакого происхождения из каких-либо школ нет в истории, и он создавался, судя по всему именно как образцово-показательная часть. Личный состав были собран из разных полков ПВО.

Ещё в составе Вермахта мы видим шесть артиллерийских полков (Artillerie-Lehr-Regiment), сформированных после 1941 года. Все они формировались на базе артиллерийских школ, с использованием курсантов и преподавателей.

Аналогичная картина и со сформированными в ходе войны саперными батальонами (Pionier-Lehr-Bataillon), которые так же создавались на базе школ, с использованием курсантов и преподавателей этих школ.

А вот такие батальоны инженерных войск, как Pionier-Lehr-Bataillon für schwere Fähren и Pionier-Lehr-Bataillon für schweren Brückenbau, Pionier-Landungs-Lehr- und Ersatz-Bataillon создавались как специальные части для освоения новой техники, в данном случае речь шла про паромы, механизированные мосты и десантно-высадочные средства. Причём, это освоение подразумевалась, в том числе, и в боевых условиях.

Еще много раз встречается слово «Lehr» в химических частях Вермахта, точнее, в дивизионах и полках реактивной артиллерии и химических миномётов.

Первая часть под название Nebel-Lehr- und Versuchs-Abteilung, что можно перевести как учебный и опытно-экспериментальный батальон, создается в 1936 году. Создан батальон для освоения новых образов вооружения.

А вот что касается созданного в 1940 году полка Nebel-Lehr-Regimenter, то свое название он получил потому, что при его создании был использован тот самый опытно-экспериментальный батальон, который уже стал просто учебным Nebel-Lehr-Abteilung. Собственно, этот батальон и подарил свое название полку. А созданные позже полки Werfer-Lehr-Regiment 1 и Nebel-Lehr-Regiment 2, свою приставку Lehr получили «по наследству» от Nebel-Lehr-Regimenter, на базе которого они формировались.

А вот такие части, созданные в 1944 году, как Nebel-Lehr-Abteilung и Nebel-Lehr- und Ersatz-Abteilung für Gasspürhunde, свое название получили потому, что создавались на базе учебных частей.

Были и еще разные части с приставкой Lehr, например, Lehr-Nachrichten-Abteilung R II, но думаю, что нет смысла стараться перебрать их все.

Какой отсюда вывод напрашивается? На мой взгляд, для начала, следующий: такого бардака, как в Вермахте трудно себе представить. Хвалёный немецкий порядок там явно не ночевал.

Потому что однозначно сказать, что означает приставка Lehr вообще невозможно. Как минимум, из написанного выше я насчитал следующий варианты.

Во-первых, это все-таки чисто учебные подразделения, где военнослужащих чему-то обучают.

Во-вторых, это боевые части, созданные на базе учебных подразделений, с использованием курсантов и преподавателей этих самых учебных подразделений.

В третьих это специальные части, где осваивается новая техника, или просто новые части, с новой структурой.

В четвертых, это показательные элитные подразделения, которые должны служить примером для остальных.

В пятых это сочетание предыдущих пунктов, например, образцово-показательные подразделения, созданные из инструкторов школ.

И ладно бы это относилось к каким-то единичным случаям, как «гренадерская бригада» в Красной Армии. Но ведь Lehr-ов этих было много. Единственное, что упрощает понимание, так это то, что если вы встречаем приставку «Lehr» у каких-то частей и соединений в действующей армии Вермахта, то это действительно боевые части, скорее всего, в какой-то степени даже элитные.

На том и остановимся.

Мой канал на Дзен

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями